Гидросамолеты второй мировой войны.
|
Разведчик и легкий бомбардировщик. Одномоторный биплан смешанной конструкции. Создан в КБ «Блэкберн эйрплейн энд мотор компани» под руководством Ф. Бампаса первоначально как палубный разведчик-бомбардировщик и торпедоносец на базе конструкции более ранней машины «Белое». Опытный самолет Т.5 совершил первый полет 17 апреля 1926 г. На деревянные поплавки впервые установили второй опытный экземпляр, поднявшийся в воздух 12 августа. Серийное производство «райпонов» развернули на заводе «Блэкберн» в Бру в 1928 г. Серийные машины комплектовались как колесным, так и поплавковым шасси (с металлическими поплавками). Всего построено 92 экз.
С августа 1929 г. самолет состоял на вооружении британской морской авиации.
В сентябре 1929 г. в Финляндию отправили образец экспортной модификации «Райпон» IIF. Ее в 1931 г. запустили в производство на заводе «Валтион лентоконетехдас» (VL) в Тампере. Там изготовили 25 самолетов со сменными шасси: колеса, лыжи или два поплавка. Машины финского производства отличались уменьшенной высотой вертикального оперения и фанерной обшивкой задней части фюзеляжа взамен полотняной обтяжки. Они не имели торпедной подвески.
Экипаж — 2 чел. Двигатель «Лайон»Х, XI или XIA (самолеты английской постройки), GR 9Ak (1-я серия финской постройки), «Пантер» НА (2-я серия финской постройки) или «Пегасус» ИМЗ (3-я серия финской постройки). Вооружение 3x7,69 (с 1935 г. в Финляндии самолеты перевооружены пулеметами местного производства), бомбы до 400 кг.
Поплавковые машины прошли боевое крещение в начале советско-финской войны зимой
1939/40 г. С июля 1941 г. «райпоны» на поплавках использовались двумя
эскадрильями для патрулирования прибрежных районов, разбрасывания листовок,
перевозки раненых и различных грузов.
В Англии производство «райпонов» прекратили в январе 1934 г., сняли с вооружения
в 1935 г. Часть выпущенных машин поздних серий переделали в торпедоносцы
«Баффин». В Финляндии выпуск завершили в конце 1934 г., а сняли самолет с
вооружения в декабре 1944 г.
«Райпон» IIF
Размах: 13,67 м
Длина: 5,99 м
Моторы, количество х мощность: 1x580 л. с.
Взлетная масса, максимальная: 3391 кг Максимальная скорость: 190 км/ч
Практический потолок: 2650 м Дальность: 2070 км