![]() |
Гидросамолет - самолет, способный базироваться, производить взлёт и посадку на водной поверхности. |
Список сокращений ВВС — Военно-воздушные силы; ГВФ — Гражданский воздушный флот; КБ — конструкторское бюро; НКВД — Народный комиссариат внутренних дел; ОКБ — Опытное конструкторское бюро; ПВО — противовоздушная оборона; ПЛО — противолодочная оборона; РЛС — радиолокационная станция; РЭБ — радиоэлектронная борьба; ЦКБМС — Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения |
|||
Гидросамолеты второй мировой войны. |
Главная Гидросамолеты Великобритании
|
![]() Амфибия, одномоторный биплан. Двигатель с толкающим винтом устанавливался в гондоле между верхним и нижним крылом. По назначению — катапультный и ближний базовый разведчик, самолет связи. Создан в КБ «Супермарин авиэйшн уоркс» под руководством Р. Митчелла на базе проекта «тип 223». Последний, в свою очередь, являлся развитием серии лодок «Сигал». Опытный «Сигал» V («тип 228») впервые поднялся в воздух 21 июля 1933 г. Серийное производство лодок «Сигал» V для австралийских ВВС начали в июне 1935 г., с марта 1936 г. развернули массовый выпуск усовершенствованных «уолрэсов» для флота метрополии. Их строил сначала завод «Супермарин», а затем — «Саундерс Роу» в Ист-Коув (на о. Уайт). Всего изготовили 770 экз. (включая 24 «Сигал» V), из них 309 было выпущено «Супермарин». Экипаж — 2—4 чел. Двигатель — в зависимости от модификации. Вооружение 2x7,69, бомбы до 200 кг. Эти машины состояли на вооружении в Австралии с 1935 г., в Великобритании — с лета 1936 г., в Турции — с 1938 г., в Аргентине — с января 1939 г., а также в Новой Зеландии, Ирландии и Португалии. Во Франции поступили на вооружение в 1945 г. Основные серийные модификации: - «Сигал» V с мотором «Пегасус» IIM2, смешанной конструкции (цельнометаллическая лодка и крыло с деревянными элементами), первая серия с полузакрытой пилотской кабиной; - «Уолрэс» I с мотором «Пегасус» IIM2, дополнительными межкрыльными стойками, складной коробкой крыла, позднее часть самолетов оснастили РЛС; - «Уолрэс» II с мотором «Пегасус» VI, смешанной конструкции (с деревянной лодкой), строился только «Саундерс Роу». В сентябре 1935 г. первый «Сигал» V принял на борт крейсер «Австралия». Позднее такую же машину получил крейсер «Сидней». Остальные самолеты австралийского заказа оказались распределены между строевыми и учебными подразделениями. С лета 1936 г. «уолрэсы» начали поступать в катапультные звенья на кораблях британского флота. Перед войной эта амфибия уже являлась основным типом катапультного разведчика. Такие машины базировались примерно на 30 линкорах и крейсерах, плавбазе «Альбатрос». Самолеты этого типа размещались также на берегу. Первый случай боевого применения «Уолрэса» — обнаружение немецкого парохода «Ваикама» у берегов Бразилии 12 февраля 1940 г. Самолет был запущен с крейсера «Дорсетшир». Вражеское судно было захвачено английскими кораблями. В начале Второй мировой войны катапультными «уолрэсами» был найден в Южной Атлантике «карманный линкор» «Граф Шлее», вскоре потопленный. В июне 1940 г. самолеты этого типа участвовали в прикрытии эвакуации из Дюнкерка и подбирали людей с потопленных судов. Осенью того же года амфибии использовались как легкие бомбардировщики в Сомали. Они летали днем с береговых баз. Как ночные бомбардировщики применялись также самолеты с кораблей. В частности, в мае 1940 г. таким образом осуществили налет с крейсера «Саффолк» на аэродром в Ставангере, с крейсера «Шеффилд» в феврале 1941 г. — на Геную. «Уолрэс» часто применялся как противолодочный самолет. В декабре 1942 г. самолетом, вылетевшим из Бейрута, была потоплена итальянская субмарина «Ондина». Катапультные и береговые разведчики активно участвовали в блокаде германского судоходства, выявляя прорывавшиеся в открытое море торговые суда, а также корабли снабжения подводных лодок и надводных рейдеров. Их применяли также для секретных операций — высадки разведывательных групп и доставки грузов партизанам. В 1941 г. «уолрэсы» осуществляли противолодочное патрулирование (в том числе и ночью) на подходах к порту в Александрии. В том же году амфибии доставляли грузы и вывозили раненых из осажденного Тобрука. «Уолрэсы» часто базировались на кораблях, входивших в состав охранения конвоев, в частности, шедших в Мурманск и Архангельск. С конца 1943 г. в связи с успехами в развитии радиолокации катапультные самолеты начали снимать с боевых кораблей. Последние «уолрэсы» выгрузили с линкоров «Дьюк оф Йорк» и «Родней», а также крейсера «Белфаст» — в марте 1944 г. С 1943 г. все больше амфибий стали использовать в роли спасательных самолетов— как в Европе, так и на Тихоокеанском театре военных действий. Австралийские и новозеландские амфибии участвовали в боевых действиях на Тихом океане. Их использовали как разведчики, спасательные машины и самолеты картографической съемки. Один «Уолрэс», брошенный англичанами в Архангельске, был отремонтирован и в 1942—1943 гг. эксплуатировался в ВВС Беломорской флотилии. «Уолрэс» II перестали строить в январе 1944 г. В Великобритании эти самолеты сняли с вооружения в июне 1946 г., во Франции — в 1948 г., в Аргентине — в 1958 г.
|