Гидросамолеты второй мировой войны.
|
Летающая лодка, четырехмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Спроектирован в КБ фирмы «Шорт бразерс» под руководством О. Шорта и А. Джоджа с использованием узлов пассажирской лодки S.23 (Шорт С, «Эмпайр», 1936 г.). Лодка отличалась необычным размещением части бомб в фюзеляже с выдвижением бомбодержателей через люки под крыло по направляющим. Опытный образец под обозначением S.25 совершил первый полет 16 октября 1937 г. Серийное производство начато в апреле 1938 г. Самолет строился на заводах «Шорт» (Рочестер, Лэйк Уиндермир), «Шорт энд Гарланд» (Белфаст), «Блэкберн эйркрафт» (Дамбартон). Всего изготовлен 741 (по другим данным — 749) экз.
Экипаж — 7-10 чел. Двигатели и вооружение — в зависимости от модификации.
«Сандерленд» состоял на вооружении в Великобритании с июня 1938 г., в Австралии — с марта 1944 г., во Франции — с июля 1943 г. (французская эскадрилья в Англии, собственно французская морская авиация — с ноября 1945 г.), в Новой Зеландии — с декабря 1944 г., в ЮАС — с апреля 1945 г., а также в Канаде.
Основные серийные модификации:
«Сандерленд» I с моторами «Пегасус» XXII, вооружение 7x7,69 (в частях доводилось до 10x7,69), бомбы до 908 кг;
«Сандерленд» II с моторами «Пегасус» XVIII, вооружение 8x7,69 (введена верхняя турель вместо бортовых установок), поздние серии — с РЛС;
«Сандерленд» III с измененным реданом, вооружение 10x7,69, позднее 12x7,69 и 4x12,7+ 4x7,69; РЛС на всех самолетах, у модификации III A — в обтекателе под крылом;
«Сандерленд» V с моторами R-1830-90B, вооружение 4x12,7+8x7,69, бомбы до 225 кг, РЛС в обтекателе под крылом, под стандарт типа V дорабатывались машины более ранних модификаций (88 экз.).
С мая 1938 г. экипажи ВВС начали принимать самолеты в Рочестере и перегонять их в Сингапур. Дислоцировавшаяся там эскадрилья была полностью укомплектована к концу сентября. С июля «сандерленды» получили части, базировавшиеся в метрополии.
В сентябре 1939 г. «сандерленды» дислоцировались в метрополии, в Сингапуре, Александрии и на Мальте. Они вели поиск подводных лодок, сопровождали конвои и осуществляли спасательные операции. Большой радиус действия позволял им вести разведку на значительном удалении от баз. Во время Норвежской кампании они следили за кораблями противника, перевозили в Северную Норвегию людей и грузы. В этот период с баз в Великобритании работали пять эскадрилий «сандерлендов».
В 1941 г. эскадрильи летающих лодок были размещены в Исландии и временно—в Сингапуре, с апреля 1941 г.— в Сьерра-Леоне. В июле 1940 г. «Сандерленд» потопил первую немецкую подводную лодку, в январе 1941 г. — итальянскую субмарину «Марчелло». С осени 1941 г. большая часть машин этого типа действовала над Атлантикой. В ПЛО эти самолеты весьма успешно использовались до конца войны.
Эти гидросамолеты применялись и как транспортные: например, в апреле 1940 г. при переброске войск и грузов в Норвегию, в апреле 1941 г при эвакуации из Югославии и Греции. С декабря 1943 г. авиакомпания ВОАС использовала разоруженные «сандерленды» на линиях в Западную Африку и Индию.
В феврале 1944 г. «сандерленды» направили в Индию, откуда они осуществляли перевозки грузов для войск, сражавшихся в джунглях Бирмы. Позднее летающие лодки прикрывали высадку десанта в Рангуне. К концу войны бри- танские ВВС включали 28 эскадрилий «сандерлендов».
Австралийские и новозеландские машины служили в основном как транспортные на Тихом океане. Французские самолеты в конце войны патрулировали Атлантику из Дакара.
В послевоенный период британские «сандерленды» привлекались к спасательным работам (при этом их частично разоружили), участвовали в Корейской войне как морские разведчики и транспортные самолеты, летая с баз в Японии. С июня 1948 г. самолеты использовались в операциях против партизан в Малайе. Они искали мелкие суда, перевозившие грузы для повстанцев и бомбили цели на суше. В июле—декабре 1948 г. гидропланы стали частью «воздушного моста» в Берлин, летая из Гамбурга. В апреле 1949 г. летающие лодки вывезли раненых с фрегата «Аметист», поврежденного огнем китайской артиллерии на р. Янцзы у Шанхая. В 1955 г. английские «сандерленды» охотились на морских пиратов у берегов Юго-Восточной Азии.
Французские самолеты доживали свой век как спасательные на о-вах Фиджи. Никакого вооружения они не несли.
В конце 1945 г. началась переделка боевых «сандерлендов» в пассажирский вариант под названием «Сандрингэм». Такие самолеты продавались в Аргентину, Новую Зеландию, Норвегию, Уругвай. Один самолет эксплуатировался во Французской Полинезии.
Выпуск «сандерлендов» прекратили в июне 1946 г. Этот самолет сняли с вооружения в Англии в июле 1957 г Последний самолет, использовавшийся для различных экспериментов, списали в мае 1959 г. Во Франции эксплуатацию лодок этого типа завершили в январе 1962 г., в Новой Зеландии — в апреле 1967 г., в Австралии — в 1947 г., в ЮАС — в октябре 1957 г
«Short Sunderland V»
Размах: 34,38 м
Длина: 26,0 м
Моторы, количество х мощность: 4 х 1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная: 29 545 кг
Максимальная скорость: 343 км/ч
Практический потолок: 5460 м
Дальность: 4350 км