Гидросамолеты второй мировой войны.
|
Катапультный и базовый морской разведчик. Одномоторный цельнометаллический моноплан на двух поплавках (все серийные машины).
Создан в КБ «Арадо флюгцойгверке» под руководством В. Блюме. Опытные Аг 196V1 и Ar 196V2 вышли на испытания летом 1937 г. С ноября 1939 г. начали выпуск установочной серии Ar 196A-0, а с весны 1939 г. пошла массовая серия. Аг 196 строили на заводах «Арадо» в Вар-немюнде, SNCA в Сен-Назере (Франция) и «Фоккер» в Амстердаме (Нидерланды). Всего изготовили 493 экз., в т.ч. во Франции—23, в Нидерландах — 69.
Аг 196 состоял на вооружении в Германии с июня 1939 г., в Болгарии — с осени 1942 г., в Румынии — с 1943 г.
Экипаж — 2 чел. Двигатель BMW 132К. Стрелковое вооружение — в зависимости от модификации, бомбы до 100 кг.
Основные серийные модификации:
Ar 196A-1, катапультный разведчик, вооружение 2x7,9;
Аг 196А-2, базовый ближний разведчик, вооружение 2x20+1x7,9; ФАг 196А-3, аналог Ar 196A-2 с усиленным планером;
Ar 196A-4, катапультный аналог Ar 196A-3;
Аг 196А-5, базовый ближний разведчик на базе Ar 196A-3 с измененным оборудованием, вооружение 2x20+2x7,9.
В июне 1939 г. первые Ar 196A-1 были установлены на «карманном линкоре» «Адмирал граф Шпее» С августа производилась замена ими старых Не 60 на всех крупных боевых кораблях. К началу войны новые разведчики успели получить «Дойчланд» («Лютцов»), «Шарнхорст», «Гнейзенау», «Адмирал Шеер» и «Принц Ойген». Позднее этот список значительно расширился. По одному Ar 196A-1 получили вспомогательные крейсера «Тор», «Орион», «Атлантис», «Пингвин» и «Комета». Вспомогательные крейсера в 1940— 1941 гг. успешно действовали на линиях судоходства противника в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. Самолеты не только отыскивали для них суда-цели, но и стремились задержать их и лишить связи. Они обстреливали пароходы из пулеметов и рвали кошками антенны.
С начала 1940 г. новые разведчики начали применяться с береговых баз на Балтике и в Северном море. В апреле 1940 г. Аг 196А участвовали в захвате Дании и Норвегии, в мае атаковали и захватили английскую подводную лодку «Сил». В свою очередь, норвежцы 8 апреля захватили разведчик с крейсера «Адмирал Хип-пер», впоследствии перегнанный в Англию.
В мае 1941 г. линкор «Бисмарк» использовал свои самолеты как истребители против английских летающих лодок «Каталина». С июля того же года Ar 196A начали охоту за противолодочными самолетами британских ВВС над Бискайским заливом и Ла-Маншем. С 1941 г. они вели боевые операции также в Эгейском, Адриатическом и Балтийском морях, в восточной части Средиземного моря, в полярных водах у побережья Северной Норвегии. Вели разведку, поиск подводных лодок, атаковали легкие суда и тихоходные самолеты, осуществляли спасательные операции. С 1943 г немцы применяли их и на Черном море наряду с самолетами румынских ВВС. Они активно действовали как истребители против устаревших советских летающих лодок МБР-2.
В Норвегии и Средиземноморье эти машины воевали до 1944 г. С начала 1944 г Аг 196 постепенно снимаются с вооружения в Германии, но на Балтике эти машины служили до конца войны.
Аг 196 прекратили строить во Франции в марте 1943 г., в Германии — в марте 1944 г., в Нидерландах — летом того же года.
С вооружения в Германии Аг 196 официально не снимался вплоть до капитуляции.
Румыния обладала двумя эскадрильями самолетов этого типа. Они вели разведку, противолодочное патрулирование и спасательные работы. Болгарские самолеты в основном патрулировали прибрежные районы и искали плавающие мины. Они эксплуатировались и некоторое время после окончания войны.
В Советском Союзе трофейные Аг 196А служили в авиации морской пограничной охраны до начала 50-х гг.
Аг 196А-1
Размах: 12,4 м
Длина: 10,95 м
Моторы, количество х мощность: 1х 960 л.с.
Взлетная масса, максимальная: 2950 кг
Максимальная скорость: 310 км/ч
Практический потолок: 6000 м
Дальность: 560 км