![]() |
Гидросамолет - самолет, способный базироваться, производить взлёт и посадку на водной поверхности. |
Список сокращений ВВС — Военно-воздушные силы; ГВФ — Гражданский воздушный флот; КБ — конструкторское бюро; НКВД — Народный комиссариат внутренних дел; ОКБ — Опытное конструкторское бюро; ПВО — противовоздушная оборона; ПЛО — противолодочная оборона; РЛС — радиолокационная станция; РЭБ — радиоэлектронная борьба; ЦКБМС — Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения |
|||
Гидросамолеты второй мировой войны. |
Главная Гидросамолеты Германии
|
![]() Летающая лодка, трехмоторный цельнометаллический моноплан-парасоль с двухкилевым оперением. Спроектирована в КБ фирмы «Дорнье верке» под руководством К. Дорнье по заказу правительства Нидерландов. Опытный самолет Do 24V3 впервые поднялся в воздух 3 июля 1937 г. Серийное производство лодки организовано в конце 1937 г. Самолет выпускался на заводах «Дорнье» в Альтенрхейне (Швейцария) и позднее во Фридрихсгафене в Германии, «Авиоланда» (Папендрехт, с поставкой отдельных узлов с заводов «Фоккер» в Амстердаме и «Де Шельде» в Дордрехте) в Нидерландах и CAMS (Шартревиль) во Франции. Всего изготовлено 275 экз. (включая 20 экз. после войны во Франции). Экипаж — 6 чел. Вооружение 1x20+2x7,9, бомбы до 1200 кг (только у Do 24K). Самолет состоял на вооружении в Нидерландах с начала 1938 г., в Германии — с начала 1940 г., в Австралии — с марта 1942 г., в Испании — с июня 1944 г., во Франции — с декабря 1944 г., в Швеции — с мая 1945 г. Основные модификации: - Do 24К, разведчик и бомбардировщик для Нидерландов; К-1 швейцарской постройки с моторами R-1820-F52, К-2 голландского производства с моторами R-1820-G102; - Do 24N, спасательный самолет для Люфтваффе с моторами R-1820-G102, без бомбового вооружения; - Do 24T, патрульный и транспортный самолет с моторами Вгато 323R-2, вариант Т-3 экспортный для Испании. Голландские Do 24K с весны 1939 г. эксплуатировались в Ост-Индии (Индонезии), с начала 1942 г. применялись против японцев как разведчики и бомбардировщики. Нанесли несколько бомбовых ударов по кораблям и наземным целям. Уцелевшие лодки были эвакуированы в Австралию, где переданы австралийским ВВС. Один самолет, сохранявшийся в распоряжении голландцев, использовался для тайных операций до октября 1943 г. Австралийцы применяли Do 24K как разведчики. Два опытных образца летающей лодки в апреле 1940 г. использовали для переброски немецких войск в Норвегию. Наиболее широкое применение Do 24 немцами осуществлялось на Черном море. Немецкие самолеты с мая 1942 г. обеспечивали там прикрытие конвоев, следовавших в Одессу. Лодки часто использовались в транспортных целях: в феврале — марте 1943 г. они перебрасывали грузы на Кубань, в апреле 1944 г. — участвовали в эвакуации из Одессы, в августе того же года — с Крита, в середине октября — из Афин. Осуществляли спасательные операции в Арктике, Средиземноморье, Африке, Северном море, Ла-Манше. Испанские самолеты вели спасательные работы и патрулирование прибрежных вод. После войны их разоружили. Шведы интернировали один Do 24T-1 и тоже использовали как спасательный на Балтике. Производство Do 24 в Нидерландах было прекращено в конце 1938 г. и возобновлено весной 1941 г. Окончательно лодку сняли с производства на «Авиоланде» в конце сентября 1944 г. В Германии их перестали строить в конце декабря 1938 г. Во Франции выпуск прекратили в 1945 г., затем ненадолго восстановили и еще около года собирали лодки из имевшегося задела узлов. В Советском Союзе до начала 50-х гг. Do 24 эксплуатировали Полярная авиация и т н. «хозяйственная» авиация МВД (обслуживавшая лагеря в Заполярье). В германских ВВС Do 24 летали до конца войны. Во Франции «дорнье» служили до 1953 г., в Испании летали до начала 70-х гг.
|