Гидросамолеты второй мировой войны.
|
Учебный и военно-транспортный самолет. Одномоторный цельнометаллический подкосный моноплан. Шасси сменное: колеса, лыжи или два поплавка Эдо Yd. Военный вариант гражданской машины, созданной в фирме «Нурдайн эйркрафт» под руководством Р. Нурдайна. Опытный образец пассажирского «Ноурсмэна» поднялся в воздух 14 ноября 1935 г. именно на поплавковом шасси. Серийное производство началось на заводе «Нурдайн эйркрафт» (позднее «Нурдайн авиэйшн») в Монреале в мае 1936 г. Поплавки к самолетам изготовлялись фирмой «Макдональд бразерс» в Виннипеге. Массовое производство военных самолетов развернули в конце 1941 г.
Военные варианты «Ноурсмэна» стояли на вооружении в Канаде с 1938 г., в США — с конца 1941 г, в Великобритании, Австралии и Бразилии — с 1943 г., в Норвегии — с марта 1945 г.
Экипаж — 1 чел. и 9 пассажиров. Двигатель R-1340. Вооружения нет.
На поплавки устанавливались следующие военные модификации:
«Ноурсмэн» IVW, первый военный вариант для ВВС Канады с мотором R-1340-S3H1, легкий транспортный, связной и учебный самолет, комплектовался поплавковым, колесным и лыжным шасси;
UC-64B (С-46В), переделка небольшой серии самолетов «Ноурсмэн» IV для экспорта в США с мотором R-1340-AN1 и дополнительными бензобаками под полом кабины, поплавки получила только часть самолетов;
UC-64A (С-64А, «Ноурсмэн» VI, JA-1), массовая продукция для ВВС армии США с мотором R*1340-AN1; поплавками укомплектована только часть машин.
Общее число военных «ноурсмэнов», установленных на поплавки, неизвестно. Поплавковые самолеты ВВС армии США использовались как транспортные на европейском театре военных действий, в частности, во время десантной операции в Нормандии в июне 1944 г. для снабжения передовых частей и эвакуации раненых, а также на Тихом океане. Канадские машины служили только на территории страны как транспортные, связные и учебные (для подготовки штурманов и радистов).
«Нурдайн» прекратила выпускать эти машины в 1946 г., но гражданские модификации завод «Кэнэдиэн кар энд фаундри» (CCF) строил до 1950 г, затем возобновил производство завод в Монреале, который строил «ноурсмэны» до декабря 1959 г.
После войны «ноурсмэны» поступили в вооруженные силы Гондураса, Нидерландов и Швеции. Одна голландская машина участвовала в операциях против повстанцев в Индонезии, а затем перешла к индонезийским ВВС.
С-64А
Размах: 15,75 м
Длина: 10,08 м
Моторы, количество х мощность: 1х 600 л.с.
Взлетная масса, максимальная: 3364 кг
Максимальная скорость: 238 км/ч
Практический потолок: 5000 м
Дальность: 885 км