Гидросамолёты второй мировой войны  

  Гидросамолет - самолет, способный базироваться, производить взлёт и посадку на водной поверхности.

  Список сокращений
ВВС — Военно-воздушные силы;
ГВФ — Гражданский воздушный флот;
КБ — конструкторское бюро;
НКВД — Народный комиссариат внутренних дел;
ОКБ — Опытное конструкторское бюро;
ПВО — противовоздушная оборона;
ПЛО — противолодочная оборона;
РЛС — радиолокационная станция;
РЭБ — радиоэлектронная борьба;
ЦКБМС — Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения
 

Гидросамолеты второй мировой войны.

           
  Великобритания
Германия
Италия
Канада
Нидерланды
Польша
СССР
 

Поплавковые гидросамолеты родились раньше летающих лодок. В 1910 г. француз Анри Фабр поставил на поплавки свой самолет «Канар». Идея выглядела чрезвычайно привлекательной: после замены колес на поплавки самолет уже не был привязан к посадочным площадкам, а мог действовать везде, где имелась водная гладь, — на реках, озерах, морях. А сама операция замены в эпоху неубиравшегося шасси была достаточно простой. Многие машины 20-х и 30-х гг. с самого начала проектировались под оба варианта шасси (колеса или поплавки), а в нашей стране и Финляндии — под три (колеса, лыжи или поплавки). Яркие тому примеры — английский «Свордфиш» и немецкий Do 22. Иногда колесные и поплавковые машины разрабатывались параллельно и почти полностью унифицировались. Таковы сухопутный «Гордон» и морской «Сил», созданные «Фэйри», T-VIIIW и T-VIIIL фирмы «Фоккер». Нередко поплавковый самолет являлся несложной переделкой аналогичной сухопутной машины — так из итальянского Ro.37bis получились Ro.43 и Ro.44, из нашего Р-5— Р-5а. Затем появились и чисто поплавковые самолеты, не имевшие колесных аналогов, такие как японские Р1М2 или N1K1.

Летающие лодки возникли позже, чем поплавковые машины, и фактически являлись продуктом эволюции последних.

Американец Глен Кэртис, развивая конструкцию своих самолетов, оснащенных большим центральным поплавком, постепенно перешел к тому, что поплавок стал основным силовым элементом, к которому крепились бипланная коробка и хвостовое оперение. Самолет Кэртис А1 построенный в 1912 г., считается первой летающей лодкой в мире.

К началу Второй мировой войны все страны мира имели на вооружении поплавковые гидропланы — от легких корабельных катапультных разведчиков до больших двухмоторных бомбардировщиков-торпедоносцев. Вторая мировая стала периодом наибольшего расцвета поплавковых машин. Они широко применялись в ходе боевых действий на всех морских театрах. В начале войны катапультные разведчики являлись «глазами» флота, а ударные группы дальних торпедоносцев, подобных немецкому Не 115, наносили серьезный ущерб кораблям и торговым судам противника. Творческий поиск инженеров привел к появлению таких чудес, как японские подводные авианосцы, несшие в ангарах складные гидропланы «Сейран».

И эта же война стала свидетелем упадка поплавковой авиации. Катапультные разведчики постепенно уступали место радиолокаторам и палубным машинам. В спасательных операциях поплавковые самолеты заменили амфибиями на базе летающих лодок. В минно-торпедной авиации «поплавки» уступили свои позиции колесным машинам, стартующим с авианосца или береговых аэродромов. Скорости вновь появлявшихся машин росли, и создающие слишком большое сопротивление поплавки стали невыгодны. После войны они сохранились лишь на сравнительно небольших тихоходных самолетах.

Вместе с тем, Вторая мировая война — период расцвета и одновременно начало заката класса летающих лодок. Самолеты эти, машины неторопливые и не очень маневренные, всегда принадлежали к достаточно консервативной категории. Для них главное — дальность, продолжительность полета и надежность. Поэтому здесь надолго задержалась бипланная схема. Гораздо медленнее, чем на самолетах других классов, внедрялись пушечное вооружение, бронезащита, протектирование баков и другие новшества.

К началу боевых действий все крупные воюющие страны обладали большим парком летающих лодок и амфибий — от маленьких катапультных разведчиков до многомоторных гигантов, способных действовать на просторах океана. После начала Второй мировой войны процесс модернизации этого парка стремительно ускорился. К 1943 г. практически исчезли из употребления бипланы, значительно усилилось вооружение гидросамолетов, усложнилось оборудование. Кроме ранее ставившейся перед ними задачи разведки над морем, летающим лодкам пришлось выступать в роли бомбардировщиков и торпедоносцев, постановщиков мин, противолодочных и спасательных самолетов. В связи с этими новыми задачами, в первую очередь, в системе ПЛО, на самолетах внедрили радиолокационные станции (РЛС), мощные прожекторы, детекторы магнитных аномалий.

Именно в этот период начался закат гидроавиации. Многие из упомянутых выше функций с большей эффективностью начали выполнять самолеты с колесным шасси, взлетавшие с береговых аэродромов. Они полностью взяли на себя торпедометание, большую часть дальней разведки и минных постановок, борьбу с субмаринами. Авианосная авиация во многом потеснила катапультные разведчики.

К концу Второй мировой войны на долю летающих лодок в основном остались спасательные операции (здесь преимущественно использовались амфибии) и охота за подводными лодками на второстепенных театрах военных действий.

В этом справочнике собраны лишь основные типы гидросамолетов, применявшихся в годы Второй мировой войны. Немало машин, созданных всего в нескольких экземплярах, остались за рамками этого справочника, хотя они и участвовали в боевых операциях. Поэтому, читатель, Вы не найдете здесь ни советского МТБ-2, ни французских Луар 70, Латеко-эр 302, CAMS 141, ни английских и австралийских переделок лодок известной серии «Эмпайр» (Шорт С), ни японского Е11К1. Из-за недостатка места пришлось исключить ряд устаревших самолетов, таких как немецкие Не 5 (состоял на вооружении в Югославии и Дании) и Do D (в Югославии), английский Фэйри IMF (в Югославии), наш Р-6а (несколько машин служило на Северном флоте).

Сведения о вооружении даются в условной форме, например: 1x20+4x7,69 означает, что машина несет одну 20-мм пушку и четыре 7,69-мм пулемета. Калибр английских пулеметов, имевших в дюймовой системе обозначение 0.303 (или .303), приводится равным 7,69 мм (по принятым в 1895 г. правилам измерения калибра по нарезам он фактически составляет 7,71 мм).

 
Реклама

Аренда микроавтобуса с водителем

Сайт создан в системе uCoz